Разноголосица псидемии: между максимумом и минимумом

Информационный поток о пандемии, в котором очень нуждаются граждане и гражданки и для пользы дела, и для самоуспокоения, и для самозаведения, и для фейков, репостов и назидательных нравоучений, да и много для чего – пропускается через прокрустово ложе инфодемии, в которое встроено множество разных оптик и линз. Оптик, которые информацию преломляют, искажают, переиначивают или отражают в 50 оттенках серого со всякими садомазохистическими сценариями или в 25 оттенках розового со всякими пупсиками, котиками и обращениями психологов «дорогие мои…». На сегодняшний день инфопоток, пропущенный через преломляющие линзы, выбрасывает в информационное поле достаточно пеструю смесь, которая никак не встраивается в какую-либо членораздельную позитивную, конструктивную, как сейчас стало модно говорить, картину.

А граждане и гражданки ждут объективную информацию, чтобы создать для себя, так сказать, точки опоры: 1) чтобы совладать со своими тревожными ожиданиями, или 2) веселить себя надуманным искусным весельем, внутренней американской улыбкой. Тут, конечно, просятся психологические призывы «не паниковать и не вести себя безрассудно, «рационально в иррациональной ситуации», «позитивно, конструктивно в непозитивных, неконструктивных обстоятельствах». Кстати, я тут говорю с долей иронии, так как сам являюсь автором двухтомного опуса «Позитивная психология человека», изданного 13 лет назад, в котором я внушал нашим выпускникам подобную диалектику. Но они стали психологическими жаргонизмами и ударяются о смысловой барьер сознания, отталкиваясь как горох об стену.

Другие граждане, реально больные коронавирусом, которые должны соблюдать ответственность и обязательства, нарушают карантинный режим. Их ловят на улицах. Даже некоторые медики (это уже не врачи-шоумены, а нарушители медицинских предписаний), возвращаясь из зарубежного вояжа, приступают с хлюпающим носом к работе и стали источником коронавирусной инфекцией одной из российской местности, заразив аж более, чем 80 человек. Кстати, культурные практики по добровольности или принуждению в разных странах разные. В том Китае, на который указывают как достойный пример, откуда эта коронавирусная зараза расползлась по всему миру, нарушителей карантина якобы казнили, если поверить СМИ. Я потрясён и разочарован размахом вариаций культурных практик в мире и поведением человека.

Так вот в этой пестрой смеси, в этом потоке многое актуально. Особенно выделяется дискурс о QR-коде, который люди пытались зарегистрировать, что-то у них не срабатывало, они стали напрягаться и ругаться… Граждане забеспокоились, заволновались и засуетились. Одни стали рыскать в поисках правил, а другие – искать ходы, заходы и всякие лазейки. QR-код, тем временем, на поверку оказался всего-навсего штрих-кодом на бумажке, а вовсе не Всевидящим Оком, против которого была объявлена чуть ли не война с воплями и глубокими размышлениями, что, дескать, во имя нашего блага нас хотят посадить под колпак… «Право имею, не вошь я, а человек!» – слышится пронзительный глас великого психолога Достоевского. Но граждане, ничтоже сумняшеся, оправдали доверие и создали чуть ли не миллион фальшивых пропусков, которые цифровой интеллект уже на самой первой селекции, конечно же, быстро выявил.

А президент Путин, который был сама выдержка и характерное для него самообладание и решительности в знаменитом заявлении о печенегах и половцах, вчера был строг и требователен с властями регионов, а сегодня якобы заявил, что нужно предпринимать экстраординарные меры.

Дело в том, что к инфодемической оптике тесно прилепились некоторые врачи, академики, профессоры, доктора, практикующие врачи, участковые врачи, одним словом, создав некий сборный образ инфекциониста-шоумена, или вирусолога-шоумена. Как правильно заметил президент – вся страна превратилась в вирусологов. Я добавлю – вся страна превратилась в психологов. В каждой интернет-ячейке виртуального общества главенствует какой-нибудь психологизирующий гуру – «психопапа» или «психомама», которые пасут свою паству. Психология стала психодемической, всенародной.

Так вот один профессор медицины форменно удивился, возмутился неким парадоксом, что, с одной стороны, возрастает количество инфицированных, а с другой стороны – падает индекс самоизоляции. Он-то думал, что между ними есть прямая связь. Я позже опишу один эксперимент, который мы проводили чуть не во времена оного – в начале 80-х, где оценивали восприятие мужчинами женщин с разной экипировкой, как говорил мой научный руководитель, которого я очень ценю – академик А.А.Бодалев, изучавший социальную перцепцию общения и многое другое. Там тоже все перевернуто.

Тема сексуальности затронута не зря. Ружье, которое на стене, должно было выстрелить. О сексе все как будто забыли, хотя звучали тихие голоса. А тут на всю страну вот что заявил еще один академик-иммунолог: «Российский иммунолог, академик РАН Валерий Черешнев рекомендовал занятие сексом для поддержания иммунитета при пандемии коронавируса. Об этом он заявил в интервью «Российской газете». По его словам, «это мощнейшая разрядка, так что для иммунной системы это безусловная польза». Кроме того, академик подчеркнул, что занятие сексом способствует снятию психологического напряжения. «Секс — почему нет?» — сказал он. Черешнев также дал россиянам рекомендации по правильному употреблению таких продуктов, как, например, имбирь. Он отметил, что для поддержания иммунной системы их нужно употреблять регулярно в обычных дозах».

Секс как рецепт, конечно, слишком натуралистичен и организмичен, даже в корпусе стресс-менеджмента. Однажды в пьесе Либидун, в Психоаналитической газете, которую мы выпускали под эгидой Психоаналитической Ассоциации РФ, я сыронизировал над подобными рекомендациями с подобной рецептурой.

Автор: Мадрудин Магомед-Эминов